«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО»

СОВЕРШЕННО  СЕКРЕТНО (ежемесячник)

№ 2  2001

 

Государство и политика

Камень преткновения, или некоторые особенности написания государственных гимнов.

«Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

 

Последний месяц прошедшего века в России был посвящен утверждению государственных символов. Да и верно, как может страна, ощущающая себя великой, гигантским кораблем, вплыть в новую тысячу лет не имея на борту ни герба, ни флага, ни мало-мальски приличного гимна.

 В замечательном мультфильме «Капитан Врунгель» есть песенка с такими пророческими словами: « Как вы яхту назовете, так она и поплывет…»

Время называть пришло. А вот как?

 

Староновые Герб и Флаг мы сегодня оставим в стороне. Они уже были в российской истории и вполне имеют право в неё сегодня вернуться. А о староновом Гимне попробуем поговорить, потому что именно он вызвал в нашем обществе яростные столкновения противоположных точек зрения.

Бедный композитор Александров. Ему никогда не снилась такая посмертная популярность. Кроме советского гимна он известен разве что, как автор песни «Священная война». Регент церковного хора, советский генерал, создатель и руководитель армейского ансамбля песни и танца своего имени на рубеже тысячелетий стал камнем преткновения для правых и левых. Нотам его торжественного до-мажорного марша приписывают и сталинские концлагеря, и завоевания космоса, наши победы и наши поражения, тоталитаризм, гегемонизм, антидемократизм и прочие измы. То есть то, чего музыкальная мелодия в силу своих эстетических свойств нести не может.

Эти ассоциации может нести и сохранять только человеческая память, в которой образы зафиксированы, прежде всего, словами. На невинов­ного композитора повесили грехи его соавторовстихотворцев, которые, выполняя социальный заказ, писали, а потом перелицовывали текст гимна в угоду политическим заказчикам.

За последние 10 лет XX века в России сменился общественный строй. Не стало Советского Союза, КПСС, партии-государства, мы перестали строить коммунизм, появились президент и президентская республика, но судьба рассудила так, что из небытия нашей памяти чьей-то волей выплыла музыка гимна несуществующей страны и композитор Александров, умерший в 1946 году, стал автором музыки гимна новой России, возникшей в 1991. Плохо это или хорошо рассудит время и будущая судьба России.

Но, как известно, из песни слов не выкинешь. Тем более что именно слова (текст, если угодно)  диктуют музыке настроение, эмоциональный заряд, идеологическую окраску, жесткость или мягкость, торжественность или задушевность… В общем, всё то, что можно объединить словом: ЗАКОНЧЕННОСТЬ.

Всем казалось, еще чуть-чуть и придет он (или она ) яркий, неповторимый, самобытный и зазвучит старый гимн по-новому, забурлит, заиграет в старых мехах молодое вино! Увы. Нам сообщили, (министр культуры), что есть вещи не разделяемые. Как коньяк и лимон, Сцилла и Харибда, Том и Джерри, Маркс и Энгельс. Этот почетный ряд сегодня насильственно продлен ещё на два имени:

Александров и Михалков.

 

Маститый поэт, как опытный мастер, поменял плюсы на минусы, развернулся на 180° и подарил ликующему Отечеству новый гимн, который многомудрая комиссия тут же утвердила, выбрав его путем скрупулезного анализа из 3 тысяч представленных вариантов за одно заседание, продолжавшееся максимум2 часа, то есть, потратив по 2,5 секунды на вариант.  Таланты!

Радуйся и благодари, Россия! У тебя теперь есть новый Гимн!

Невдомек твоим высоко сидящим заказчикам, что забыли они старую русскую поговорку: «Поспешишь, людей насмешишь!».

Они действительно спешили, ибо дальше строчки в словаре иностранных слов: ГИМН (греч, гимнос) хвалебная песня, не заглядывали.

А о том , что со времени создания первых гимнов прошло несколько тысяч лет и это понятие неизбежно должно было претерпеть изменения, как и вся человеческая цивилизация, просто забыли.

Безусловно, нельзя предложить универсальный способ создания государственных символов.

Одни, как «Марсельеза» рождаются за одну ночь от всплеска гениальности Руже де Лиля.

Другие, как патриотическая песня для театрального спектакля британского композитора Кэри «Боже, храни короля!», постепенно вытеснившая прежний гимн «Правь, Британия!» . Она, кстати, стала не только гимном Великобритании, но и основой гимнов Дании, Пруссии, Германии, Швейцарии и Российской империи в ХYШ-XХ веках.

Гимны писались на заказ, гимны выбирались среди образцов древней поэзии (Япония)  или становились гимнами постепенно, выдвигаясь из ряда песен, полюбившихся народу в самые волнующие периоды его истории (США).

Обязательным условием становилось наличие художественных образов, понятных и близких народу, волнующих его душу и затрагивающих струны сердца каждого гражданина.

Есть ли у нас в распоряжении инструмент, позволяющий точно, не в слепую, выполнить эти условия?  Есть.

Этот инструмент называется системный анализ.

 

С его помощью мы попробуем определить, о чем сказать в гимне и о чем промолчать учитывая естественное желание написать нечто не потребующее изменений каждые 10-15 лет.

Описательная часть? Очевидно, нужна: и поющий и слушающий должны зримо представлять то, о чем они поют.

Обращение к прошлому? Нужно. Нехорошо выглядеть неблагодарными по отношению к своей истории.

Военная тема? Впрямую нет. Обычно присутствует в гимнах госу­дарств находящихся или находившихся перманентно в состоянии войны (КНР, КНДР). Достаточно обещания беречь и защищать Родину.

Упоминание о Боге? Нет. Вера в Бога интимный процесс, личное дело каждого отдельного человека. В нашей стране церковь отделена от государства. Она многоконфессиональна, есть даже язычники. Выделение одной из конфессий, или упоминание какого-то нейтрального Бога выглядит проявлением шовинизма. Кроме того, обращение к Богу с какой-нибудь просьбой есть ничто иное, как перекладывание своих обязанностей на другого.

Тема общественного договора? Да, нужна. В ней раскрываются понятия, что Родина дает нам, и что мы даем ей.

Цели и задачи? Обязательно. Без ясно поставленной и очерченной перспективы развития, без определения (в художественной форме) краткосрочных и долгосрочных целей общества гимн рискует стать формальным, статичным панегириком.

Этот ряд вопросов и ответов можно было бы долго продолжать и уточнять, но для нас сейчас гораздо важнее обозначить алгоритм будущего гимна.

Давайте посмотрим, какие алгоритмы вообще бывают:

«Марсельеза»  

Алгоритм или лейтмотив — «… К оружию, граждане!» Милитаризм в чистом виде.

Самым распространенным, на мой взгляд, является алгоритм «Боже, храни о…!», что абсолютно естественно, так как англий­ский гимн оказал наибольшее влияние на индустрию производства госгимнов.

Алгоритм старого гимна СССР  можно выразить одним словом «Славься!». Возвратный суффикс «ся» соединенный с глаголом повелительного наклонения создает эффект принудительного действия и делает этот процесс как бы независимым от каждого конкретного человека. Это может быть нормально для самодостаточного государ­ства, в котором человеку придается очень малое значение, но для России, провозгласившей в конституции примат личности над госу­дарством, это явно не подходит. Точнее и правильнее было бы сказать «Славлю или славим».

Очень интересен алгоритм гимна Австралии. Молодая страна дала новый подход к написанию гимна. «Богатая земля, сильные, умелые руки. Мы сделаем тебя еще прекрасней! Давайте петь и радоваться тому, что мы здесь живем!». Из всех гимнов, с которыми мне удалось познакомиться, этот понравился больше всего.

За тысячи лет существования культуры гимнов они претерпели очень большие изменения. Родившись, как хвалебная песнь очередному языческому богу, в наше время гимны превратились в самый эмоциональный символ государственности. Тот символ, который должен вызывать слезы гордости и радости и у спортсмена, в честь победы которого он звучит, и у гражданина или группы граждан, слушающих или поющих его,

И эта задача не из простых. Потому что, накладывая очень жесткие ограничения при (я подчеркиваю) его конструировании, он предъявляет колоссальные требования скрупулезной точности к своему автору — конструктору.

Текст гимна не должен быть безразличным, холодным, злым. Напротив, он должен быть добрым, теплым, понятным. Гипнотически заставляющим человека включать свое эмоциональное сопереживание.

Не верьте никому, кто скажет, что он по вдохновению сел и за пару часов написал новый гениальный текст для гимна России. Этот человек скорое всего графоман. Написать хороший текст на старую музыкуадский труд, потому что у нового текста, кроме всех вышеперечисленных задач и алгоритмов есть еще одна: заставить всех забыть старые слова, забыть историческое прошлое этой музыки и поверить в то, что других слов теперь у неё просто быть не может.

Давайте с этой точки зрения посмотрим новый текст Михалкова:

Все три куплета в нем носят описательно-констатирующий характер. В русском языке действенное, динамическое начало определяется глаголами, наличие которых позволяет точно выстраивать направление духовного движения в произведении, задавать приоритетные пути развития общества (например: мы будемстроить! Никогда не заходит солнце над твоими просторами! и т.д.).

Отбросив политическую составляющую, блистательно написан «Интернационал», Ежен Потье и переводчик сразу берут быка за рога:

«…Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим — кто был ничем, тот станет всем!». Коротко, ясно и точно.

Что мы имеем сегодня? Во всем первом четверостишии нет ни одного глагола:

Россия священная наша держава! Россия любимая наша страна! Могучая воля, великая слава
Твое достоянье на все времена.

Во втором четверостишии только один глагол — «раскинулись», но и этот глагол описательного характера:

От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!

В третьем куплете целых пять глаголов: «открывает», «дает» и связка «было», «есть», «будет». Первые два это глаголы несовершенного вида. При обозначении действия не указывают на  его завершенность, результат, конец или начало. Их использование создает картину динамической неопределенности.  Остальные три глагола связки выполняют констатирующую функцию некоего физического состояния.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Обратимся к припеву. Именно здесь, исходя из традиций русского торжественно-песенного опыта, должен быть, заложен и поэтический лейтмотив, и активно-динамический посыл. Глаголы должны быть утверждающие, изъявительного наклонения, показывающие, что действие реально и происходит на самом деле. А что мы читаем?  Повелительный глагол с возвратным суффиксом «ся» «Славься!»  и глагол, не выражающий никакого конкретного действия, «гордимся». Прямое соединение этих глаголов в одной строке создает эффект разделенных действий противопоставленных друг другу (ты славься, а мы тобой будем гордиться).

Славься, Отечество наше свободное,

 Братских народов союз вековой,

 Предками данная мудрость народная,

 Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Теперь давайте посмотрим текст Михалкова с образно-художест­венной точки зрения. Для этого установим планку на определенной высоте; идеальной ситуацией во взаимоотношениях государственного гимна и гражданина является внутренняя, никем не инициированная, потребность этого гражданина петь эту торжественную песню в минуты наивысшего душевного подъема.

То есть слова и музыка гимна должны служить камертоном к рождению в душе человека духовного музыкально-поэтического образа, являющегося ответом на ряд зрительных, художественных и мелодических ассоциаций предлагаемых гимном.

Может быть, у меня мало фантазии, но я себе не могу представить образ, рождающийся в душе в ответ на первые две строчки гимна, лишенные зримого содержания. Попробуйте, может у вас получится.

Россия священная наша держава!

 Россия любимая наша страна!

Две следующие строчки вызывают у меня негативные эмоции, потому что явно несут ограничительную информацию. Если в них вдуматься, то окажется, что кроме воли и славы у России не было, нет, и не будет другого достояния.

Могучая воля, великая слава
Твое достоянье на все времена.

Второй куплет начинается двустишием, формально несущим  в себе необходимый зрительный образ, но отбор элементов для создания законченной картины вызывает сомнения.

От южных морей до полярного края

 Раскинулись наши леса и поля.

Кажется вот он найденный образ. Надо его развивать, усиливать… Но автор резко переходит к подведению итогов.

Одна ты на свете! Одна ты такая!

 

Сдвоенное утверждение очевидной банальности, которую никто никогда не собирается оспаривать. Эта строчка хорошо бы подошла для гимна Македонии, название которой оспаривают Греция и бывшая югославская республика Македония.

Хранимая Богом родная земля»

 

О Боге и о религиозных мотивах в гимнотворчестве мы уже говорили. Хотелось бы добавить, что здесь опять происходит подспудное перекладывание своих прямых обязанностей на чужие плечи. В данном случае на плечи некоего нейтрального Бога.

Две первые строки третьего куплета самые загадочные. И напечатаны они в двух разных местах по-разному.

Широкий простор для мечты и для жизни

 Грядущие нам открывают года.

или    

Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущее нам открывают года.

От замены только одной буквы смысл, безусловно, меняется, в то время в гимне, как нигде необходима однозначность прочтения. Отмечу также, что последовательность «мечты и жизни» кажется мне перепутанной. Невозможно мечтать не живя.

Две последние строчки этого куплета меня лично обижают. Мне кажется, что автор сузил чувства россиян к Отчизне до понятия «верность». Куда пропала любовь, желание защищать, трудиться и многое другое? Очевидно, интуитивно почувствовав это, Михалков попытался компенсировать недостачу чувств тройным утверждением, которое ничего не добавляет к образу.

Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Как гласит восточная мудрость сколько ни повторяй халва, слаще во рту не станет.

Я уже разбирал припев с действенной, динамической точки зрения. Теперь посмотрим с художественно-образной.

Славься, Отечество наше свободное,

 Братских народов союз вековой,

Неужели только свободность Отечества была признана достойной увековечивания? Почему не нашлось места для других характеристик России? Что значит «союз вековой»? В словаре Даля слово «вековой» имеет несколько прямо противоположных значений: вечный, долгий, длящийся век и весьма редкий, происходящий раз в век. А однокоренное слово «вековуха» обозначает пожилую, обойденную женихами девицу.

Предками данная мудрость народная,

 Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Хорошее слово «предки». О них надо обязательно вспомнить в гимне. К сожалению, за последние несколько десятков лет оно стало почти жаргонным словом. Может быть, имело смысл поискать синоним? И еще, мудрость это самый неосязаемый дар, который мы от них, предков, получили.

Последнюю строку припева я уже разбирал. Повторю вывод, получившееся противопоставление действий не лучшая финальная точка для государственного гимна.

Честно хочу сказать я не ставил перед собой цель унизить выдающегося поэта. Как миллионы моих ровесников я с удовольствием читал про дядю Степу, другие замечательные детские стихи Михалкова, его басни. Но сегодня, когда страна задумалась о том, какие слова написать на борту своего корабля, мастерство и профессионализм поэта оказали всем медвежью услугу.

Если мы этого не поймем и трезво не оценим, то можем оказаться в духовном тупике. Потому что: «…Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

К сожалению, приходится констатировать, что михалковский гимн получился статичным, холодным и безразличным. С новогодней ночи, когда он был исполнен с такой поспешностью, его наличие не вызвало никаких положительных эмоций. Даже у спортсменов, которые так его ждали.

Уже слышу злые голоса со всех сторон. Охаять легко, а попробовал бы он сам написать что-нибудь получше!

Рискну.

 Попробую.

Прямо сейчас.

 Метод системного анализа, примененный выше, позволяет осознанно перейти к попытке системного синтеза при сохранении четких рамочных условий.

Каким должен сегодня быть гимн России?

 

Он должен быть музыкально-поэтическим произведением, способным затронуть в душе каждого россиянина струны его сердца. Разуверившемуся дать надежду, обессиленному придать силы, потерявшему цель в жизни   указать его. Это алгоритм будущего гимна.

В эпоху, когда всю Землю можно облететь меньше чем за полтора часа, он должен четко определять место сегодняшней и завтрашней России на планете по имени Земля. И, наконец, он должен быть не только хвалебной песней. Он должен быть ПЕСНЕЙКЛЯТВОЙ. Клятвой гражданина  своей Родине.

 Клятвой обещанием, эмоционально и четко определяющей взаимоотношения человека или группы людей (общества) со своей страной. Страной не в смысле государства и государственной власти, а страной-территорией, страной-матерью, где жили многие поколения его предков и где он сам лично ответственнен за то, что поколения его детей, внуков и потомков будут жить долго и счастливо.

Вот, с моей точки зрения, те условия, при выполнении которых музыка Александрова будет раз и навсегда реабилитирована.

Начнем с поиска зрительного образа, чтобы каждый мог визуально представить себе о чем идет речь. Воспользуемся приемом видового документального кино: самый общий план, панорама, а затем укрупнение.

Россия, просторы твои бесконечны,

Леса и вершины, поля и моря.

Я уже говорил, что историческая память, память о предках необходима. В словаре синонимов под редакцией Евгеньева находим подходящее, красивое по звучанию и мало использованное слово «прадеды». Какая нить нас с ними связывает? Что мы от них получили в общее наследство? ответ однозначен Родину, то есть Россию. Что такое Родина? земля, которая нам дала жизнь, вырастила, воспитала в своих традициях. Для усиления образа Родины, дающей жизнь, нужен свежий образ однокоренной слову Родина.

Роды… Родник… Попробуем родник (родник жизни).

 

От прадедов нам вручена ты навечно,

 Родник новой жизни, Россия моя!

Во втором четверостишии должны четко определяться взаимо­отношения между Россией и её народом. Сначала скажем о том , что Родина дает нам:

Ты нам подарила богатства природы,
Нам силу и веру в удачу дала.

Теперь о том, что мы, народ, отдаем России.

Тебе, наша Русь, все таланты народа,

Тебе посвящаем мечты и дела!

 

В третьем четверостишии нам необходимо раскрыть еще несколько тем: а) цели ближние; б) цели дальние (перспектива); в) определить место России в мире, сегодня и в будущем.

Ближняя цель не вызывает сомнения это улучшение жизни народа России. Для определения перспективы я предлагаю обратиться к наследию великого русского ученого и философа Константина Эдуардовича Циолковского, отца современной космонавтики. В одной из своих пророческих работ он сказал: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Достойная перспектива для великого народа великой страны!

Давайте трудиться, чтоб жизнь стала краше,

Чтоб к звездам далеким пути пролегли,

Чтоб стала Россия любимая наша

Великой частицей прекрасной Земли!

Для усиления образного звучания в последней строке куплета использован оксюморон соединение двух слов, противоречащих друг другу по смыслу: «великой частицей», (примеры: звонкая тишина, горькая радость и т.д.)

Осталось написать припев, в котором будет вера, любовь к Родине, потребность ее защищать, характерные особенности. Самое главное он должен быть выдержан в жанре песни-клятвы.

Посмотрим, что у нас получится.

Верю в судьбу твою, Родина милая,
Буду тебя от невзгоды хранить.
Землю свободную, добрую, мирную
Клятву даю, защищать и любить!

Это песня-клятва в единственном числе с элементами лиричности, написанная как обращение отдельной личности к Родине. Попробуем перевести припев во множественное число, как если бы его пел хор.

Верим в судьбу твою, Родина милая,

 Будем тебя от невзгоды хранить.
Землю свободную, добрую, мирную
Клятву даем, защищать и любить!

Представим себе, что первый куплет и припев поет один человек, а второй и третий куплеты и припевы поет хор. Такой прецедент уже был в старом гимне СССР. В первом припеве пели «Дружбы народов…», во втором «Счастья народов…» и в третьем «Славы народов…»

Теперь сведем весь текст воедино и посмотрим, что у нас получилось.

Россия, просторы твои бесконечны,
Леса и вершины, поля и моря.
От прадедов нам вручена ты навечно,

 Родник новой жизни, Россия моя!

ПРИПЕВ:  Верю в судьбу твою, Родина милая,

                   Буду тебя от невзгоды хранить.

                   Землю свободную, добрую, мирную

                   Клятву даю, защищать и любить!

Ты нам подарила богатства природы,
Нам силу и веру в удачу дала.
Тебе, наша Русь, все таланты народа,

 Тебе посвящаем мечты и дела!

ПРИПЕВ:  Верим в судьбу твою, Родина милая,

                   Будем тебя от невзгоды хранить.

                  Землю свободную, добрую, мирную

                  Клятву даем, защищать и любить!

Давайте трудиться, чтоб жизнь стала краше,
Чтоб к звёздам далёким пути пролегли,
Чтоб стала
Россия любимая наша
Великой частицей прекрасной Земли!

ПРИПЕВ:  Верим в судьбу твою, Родина милая,

                   Будем тебя от невзгоды хранить.

                   Землю свободную, добрую, мирную

                   Клятву даём, защищать и любить!

Я далек от мысли предлагать свой вариант гимна в качестве единственного и неповторимого. Наверняка кто-нибудь может написать гораздо лучше. Моя задача была другой. Я хотел показать, что за любую работу нельзя браться, не имея ясного и четкого представления о желаемом результате, даже в такой темной и загадочной области, как гимнотворчество. Только когда сделан жесткий каркас, когда абсолютно ясно, о чем нужно и о чем не нужно говорить, только тогда доходит очередь до наполнения его образами, метафорами и рифмами. Тогда наступает момент, когда конструктор-аналитик уступает место поэту.

Я не пророк и не знаю, чем окончится история с государственным гимном России, примет его российский народ или нет. Я только очень хотел, чтобы депутаты Государственной Думы прочитали эти заметки перед возведением текста Михалкова в ранг закона.

Потому что «Как вы яхту назовете, так она и поплывет…».

Юрий Клебанов

Р.$. Процесс написания варианта гимна занял около двух месяцев кропотливой работы.

ю.к.